Заповеди для родителей ребенка-школьника

Заповеди для родителей ребенка-школьника

Заповеди для родителей ребенка-школьника

Статус ученика в свои «солидные» годы приобретают все родители, чьи дети переступают порог школы. И вот тут-то мамы и папы понимают: собственные двойки и корявый почерк в далеком детстве не воспринимались так тяжело, как это происходит сейчас в отношении собственного ребенка-школьника.
1. В поисках истины.
Часто в своем ребенке мы видим уменьшенную копию себя – с той лишь разницей, что он обладает возможностью исправить наши ошибки. Отсюда и отчаянная борьба с недостатками промахами, которая выражается в недовольстве собственным чадом. «Для его же пользы» говорим мы, хотя честнее было бы сказать: «Для моего спокойствия».
В какой из этих фраз вы узнаете себя?
«Он такой ленивый! Его не интересует абсолютно ничего», – кричит наша собственная лень.
«Зачем учиться плохо, если сейчас модно все делать хорошо?» – недоумевает наш перфекционизм.

Заповеди для родителей

Заповеди для родителей

«Я не хочу, чтобы он потом горько сожалел о плохом аттестате. Золотая медаль откроет тебе возможности, которых не было у меня», – рассуждает нереализованность.
Нужно научиться различать, что на самом деле лежит в основе наших гневных криков, раздражения и недовольства: собственные тревоги, банальная усталость, «взрослые» обиды? Или все же любовь к ребенку?
Научившись быть честными с собой, мы сделаем гораздо больше для своего чада, чем, если продолжим читать нудные лекции. Поэт Борис Слуцкий писал: «Ничему меня не научит то, что тычит, талдычит, жучит», – и был трижды прав.
Для того чтобы усталость, неудачи и обиды не заговорили вместо нас, нужно признать их существование. Лучше сказать: «Я так устала! Давай я не буду сегодня открывать твой дневник», – чем обрушить на ребенка весь груз своего негатива, заметив ошибку в домашнем задании, и потом горько сожалеть о случившемся. А еще эффективнее воспользоваться правилом: когда я раздражен (а), устал (а), обижен (а), доступ к школьным тетрадям и дневнику для меня закрыт.
Прежде чем учить ребенка-школьника, необходимо кое-чему научиться самому. А пока поговорим о реальных возможностях и обязанностях родителей перед детьми школьниками.
2. Поддержать и принять.
Это разумное и наиболее эффективное поведение. Разве был бы толк от нашей ругани и обвинений в неуклюжести? Конечно, нет.
Столкнувшись с суровыми реалиями взрослой жизни, когда оценочная система принуждает сравнивать себя с другими (часто не в свою пользу), ребенок теряется и чувствует себя беззащитным. Это все равно что учиться ездить на велосипеде под гневную ругань наблюдателей, стоящих вдоль дороги.
А ведь семья – это не карательная инстанция, а союзник в прохождении школьных испытаний. Кто, как не мама с папой, могут поддержать ученика, успокоить и убедить его в том, что он любим несмотря ни на что?
Дать пространство для самостоятельного развития.

Ребенок-школьник

Ребенок-школьник

Теперь представьте, что ребенок научился ездить, а мы все еще продолжаем бежать рядом с ним, придерживая велосипед рукой. Сможет ли он ехать быстрее? Конечно же, нет. Этот же принцип действует и в учебе.
Безусловно, нужно объяснять то, что трудно, рассказывать о том, что интересно, но потихоньку отходить в сторону, чтобы дать возможность чаду развиваться самостоятельно. Слишком подробные инструкции мешают ему открывать новое, слишком долгие объяснения и «разжевывание» на корню губят его зарождающуюся самостоятельность. А ведь 90% информации человек постигает через практику.
3. Спокойствие, только спокойствие!
Возьмите на вооружение любимую фразу Карлсона: «Пустяки, дело житейское». По сути, в ней таится колоссальная мудрость, ведь жизнь – это череда взлетов и падений. Не делает ошибки тот, кто ничего не делает. И поэтому не стоит спешить с наказанием за двойку или замечание в дневнике ребенка-школьника. Лучше попробуйте сообща проанализировать причины неудачи.
А после найдите способы исправить положение: вместе поищите необходимую литературу и информацию в Интернете, обсудите новые идеи и решения сложных задач, будьте союзником и партнером, а не строгим учителем. Эту функцию с лихвой выполняют педагоги в школе.
4. Позволить поиграть.
Часто мы не даем нашим детям играть, мотивируя это тем, что «они уже большие». Но ведь в игре ребенок, даже «такой взрослый», создает что-то новое. «Недоигравшие» дети не могут реализовать свои творческие способности, им сложнее раскрыть свой потенциал. Полноценная игра позволяет ребенку иметь четкое представление о том, каким он хочет быть. Не торопитесь его «взрослить», дайте наиграться и тем самым продвинуться вперед на пути понимания мира и самопознания.
5. Учитывать тип мышления.
Ховард Гарднер выделил 9 типов мышления, выражающих индивидуальный способ взаимодействия с действительностью: лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, натуралистический (способность ориентироваться среди живых организмов), межличностный, интраперсональный (высокий уровень самоконтроля, понимания себя) и экзистенциальный.
Наша школа учитывает лишь первые два, в то время как остальные незаслуженно остаются без внимания.

Сообщение Заповеди для родителей ребенка-школьника .