Детская медлительность: как бороться без нотаций и окриков

«Собирайся быстрей – опоздаем!» – эта фраза становится своеобразным девизом в семьях с медлительным ребёнком. Копуша делает всё вяло и в собственном темпе, не обращая внимания на замечания взрослых. Бредёт в ванную, затем к шкафу, долго выбирает вещи и с такой же скоростью их надевает. И чем громче вы его подгоняете, тем медленней он всё делает – как будто назло. Но стоит ли раздражаться на поведение малыша? Как одолеть детскую медлительность и не сойти с ума?

Причины медлительности

По статистике, около 15% детей считаются действительно медлительными из-за серьёзных отклонений в развитии. Врождённые особенности отражаются на нервных процессах в организме:

  • малыш медленно думает и говорит;
  • не отличается быстротой движений;
  • взрослые отмечают торможение основных реакций.

Медлительность может быть вызвана слабостью на фоне острого или хронического заболевания – такая форма проходит после выздоровления.

Но почему медлительны здоровые дети? По мнению психологов, до 6-7 лет дети живут в своём собственном ритме. Понятия времени для них не существует, поэтому специалисты рекомендуют родителям снизить свой темп до уровня ребёнка или хотя бы немного замедлиться. Примерно с 4 лет можно проводить несложные занятия на установление ритмики.

Советы по увеличению скорости

Упражнения выполняются только в игровой форме, когда малыш полон сил и находится в хорошем настроении. В качестве разминки похлопайте в ладоши или постучите карандашом по столу, повышая и снижая темп. Подойдёт пальчиковая гимнастика, выстроенная по принципу «быстро – медленно». Постепенно ребёнок научится ускоряться, но не пытайтесь установить мировой рекорд: у каждого малыша будет свой предел разгона. Завершайте цикл упражнений в медленной форме, чтобы у детей оставалось ощущение успеха.

Зачастую ребёнок начинает копаться, когда у него что-то не получается. Вместо окриков и недовольства – просто помогите ему.

  1. Не получается завязать шнурки – пусть тренируется. Покажите алгоритм действий, пока он не отточит выполнение всех этапов.
  2. Возникают сложности с подготовкой к урокам – подскажите, как правильно организовать рабочее место.
  3. Проблемы с пуговицами или молнией – развивайте функции мелкой моторики.
  4. Снижается скорость при выполнении домашнего задания – сделайте перерыв, переключив активность с умственной на физическую.
  5. Распорядок дня позволит лучше чувствовать время, поскольку на каждое занятие будет отведено конкретное количество минут или часов.

Учите детей не скорости, а аккуратности и чёткости. Можно быстро переписать текст из учебника в тетрадь, но некрасиво и с ошибками. Пусть уроки выполняются медленно, но качественно и последовательно.

От каких действий лучше отказаться

Копуши рано или поздно вырастают нормальными детьми, если на них не давить. Существует и оборотная сторона медали, когда мамы или бабушки пытаются всё сделать за любимое чадо – не стоит формировать разгильдяйство. Если лишать малыша практики и самостоятельности, проблема никуда не денется. Психологи выделили несколько строгих табу.

  1. Нельзя сравнивать сына или дочь с другими людьми, даже с собой. Вы можете быть активной мамой, которая всё успевает и везде добивается успеха. Но разве вам самой не хочется отдохнуть или немножко снизить планку ответственности? Для чего с малых лет включать детей в бешеную гонку?
  2. Участие в соревнованиях под запретом до тех пор, пока ребёнок сам этого не захочет. Постоянные поражения надолго отобьют желание ускоряться, закрепив в подсознании малыша сценарий неудач.
  3. Любые перемены в семье и жизни – серьёзный стресс для детей. Переезд, поступление в детский сад или школу и конфликты между родителями вводят малыша в состояние ступора. Самостоятельно справиться с эмоциями он не может. Поддержите его, ласково поговорите и выясните причину переживаний.

Научно доказано, что из флегматичных и медлительных детей вырастают надёжные, спокойные, уверенные в себе люди. Не ломайте психику ребёнка, пытаясь подогнать его под искусственные стандарты. С момента появления на свет каждый малыш – личность со своим характером, темпераментом и ритмом жизни.